СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Красноярский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Валерий Зубов: "Из кризиса на выход!"

В.М. ЗУБОВ, профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы РФ

25 ноября 2013

"Картина маслом"

Последние сводки с экономического фронта:

Темпы прироста совокупного продукта устойчиво снижаются; обрабатывающая промышленность падает в абсолютном выражении уже почти год; остановился прирост добывающих отраслей; прирастает показатель устаревания оборудования; тотальный дефицит консолидированного бюджета во всех его составляющих; в сентябре отмечено снижение реальных доходов населения; наметился рост безработицы; отток капитала продолжается; стоимость экспорта падает – импорта растет; внешний долг растет, превысив размер суверенных фондов; доходы от размещения средств этих фондов в десять раз ниже процентов, уплачиваемых по внешним заимствованиям;... Возобновилось отставание от США и сокращается отрыв от Китая и Казахстана... И ни одного позитивного показателя.

Можно продолжать филологические изыски в подборе термина, описывающего данную ситуацию: "рецессия" ли, "стагнация", "застой", "кризис"...От вопроса, как двигаться дальше все равно не отвертеться. Сделаем упор на глаголе "двигаться". Отложим в сторону красивые программы и бесчисленные "дорожные карты" – ими все равно не пользуются на практике. Сравните объем огосударствленного имущества за последний год с доходами от приватизации, хотя программы национализации нет, а приватизации есть.

Уточним направление движения и будем его придерживаться шаг за шагом.

"У семи нянек дитятко без глазу"

Необходимо навести ясность в системе управления экономикой. На сегодня в стране очевидное двоевластие на этом пространстве.

Вопрос о реорганизации АН РФ: проект закона вносит Правительство, но все согласительные процедуры идут с Президентом. Президент на Дальний Восток – следом Премьер. Майские (2012г) Указы Президента, очевидно, изменили стратегическую концепцию бюджета страны, десятилетие выстраиваемую Минфином. Если Президент постоянно вынужден вмешиваться в хозяйственные ситуации – значит, что-то не так с Правительством. Постоянная подстраховка Правительства создает искаженные, пульсирующие, систематически меняющие направленность сигналы от власти к бизнесу и населению. Представляется, в наличии достаточно инструментов для приведения в организационный порядок управленческой ситуации. Но необходимость жестких экономических решений, неотвратимость которых очевидна, требует единоначалия для успешного проведения операции.

"Социально-ориентированное общество – это когда выгодно работать"

Не сильно преувеличивая, можно сказать, что в обществе идет настоящая классовая борьба против налогоплательщика. В первую очередь это проявляется в действиях правоохранительной системы. Предпринимательский риск сегодня – это не столько убытки и даже не потеря собственности. Это в первую очередь риск оказаться за решеткой. Риск, который не снижается ни лояльностью к власти, ни нарастающими "откатами".

Специфической формой давления на бизнес является постоянное подчеркивание, что Правительство "выполнит все свои социальные обязательства", отчетливо давая понять, что для него социальные обязательства – это расходная часть бюджета. Социальные же обязательства по отношению к налогоплательщикам таковыми не считаются. Отсюда у нас и дыра и в левой, и в правой части бюджета.

Ключевой экономической проблемой является переток ресурсов из рентабельных бизнесов в убыточные. Доминирование естественных монополий и искусственных гокорпораций-госкомпаний подавляет конкурентную среду и смазывает критерии эффективности хозяйствования. Согласно данным, приведенным в ГД одним из рук Счетной палаты, величина льгот и дотаций для производственного сектора составляет до половины федерального бюджета. Но у нас есть простой критерий прямой оценки одной из составляющих этого процесса – суверенные фонды, сформированные благодаря эффективным бизнесам. Если сейчас реализуется предложение Правительства о накачке средствами заведомо убыточных проектов (предложенных РЖД, например) средствами фонда национального благосостояния, то это будет выразительный пример продолжения ошибочного тренда в экономической политике.

Безусловно, тормозящим в повышении эффективности отечественной экономики является процесс, выраженный в превышении динамики роста заработной платы над приростом производимого продукта. Но заметим, что это – один из источников давления на увеличение эффективности производства. Выход не в искусственном снижении уровня зарплат, а в ускорении производства новых продуктов. Что требует инвестиций в повышение технологического оснащения рабочих мест. Для этого необходимо развитие конкуренции и корректировка финансовой системы (ниже).

"НЕ донашивать ОБНОСКИ"

Ключевая задача – более интенсивно формировать национальную инвестиционную систему. Т.е. поощрять накопительные намерения граждан. Без этого невозможен приток современных технологий в форме иностранного капитала. Кто же станет помогать копать вашу картошку, если вы сами этого не делаете?

Два принципиальных момента.

Первый. Не предпринимать действий по национализации личного имущества граждан.

Можно долго спорить о пенсионной формуле, но отъем пенсионных накоплений граждан – это прямая национализация их собственности. И дело здесь не в суммах, а в принципиальной демонстрации возвращения социалистического принципа неравенства государственной и частной собственности. Что вообще-то говоря, напрямую противоречит Конституции страны. Из этой же "оперы" изъятие земельных участков по заниженным ценам в Сочи и в присоединенном к Москве территориального "фартука". Причем, в обеих случаях в соответствии с "персонально" принятыми законами. Так нам не убедить население, что их собственность находится под надежной защитой государства, и, следовательно, можно уверенно обустраивать свое будущее, а не только упорствовать в текущем потреблении. Кстати, и государству при таком подходе не видать источника длинных инвестиционных денег. А заклинания о "необходимости на каждый бюджетный рубль привлекать 5-6 рублей частных инвестиций" останутся наивными "хотелками".

Второе. Закладываться следует не на неизбежное снижение стоимости национальной валюты, а сознательно поддерживать ее укрепление. Ослабление валюты необходимо, когда у вас затоваривание склада и прилавков качественными изделиями, а на подходе новые модели ("Sale" в бутиках и на рынке автомобильной промышленности). А когда вам необходимы технологии для перевооружения всей производственной цепочки, то следует поддерживать стимулы для инвесторов, материально демонстрируя, что их рублевые накопления в российской экономике, выраженные в российской валюте, будут расти.

Рост эффективности экономики важнее возможности сбалансировать бюджет с помощью инфляции.

"Твое и наше"

Психологически налоги не воспринимаются населением как общественные деньги. Они считают это – деньгами власти, в первую очередь исполнительной. Для властей это удобная ситуация при освоении средств и решении частных политических задач, но не для эффективного национального использования. Плюс это исходная причина коррупции.

В ответ на тотальную нехватку финансовых средств, необходимо применить тотальный контроль за их эффективным использованием. Каждый рубль, расходуемый исполнительной властью, должен получать одобрение властью представительной на всех этажах госуправления. В конце-концов исторически парламенты появились для решения именно этой задачи.

Не так уж много для начала движения в направлении выхода на устойчивый позитивный тренд экономического развития.

Что может помешать данному сценарию

* Борьба за проценты прироста общественного продукта в устаревшей структуре производства.

Министр экономики заявил, что он уйдет в отставку, если в следующем году не будет прироста экономики в 3%. Задача поставлена неверно: если в следующем году будет прирост экономики на указанную сумму, значит, экономика развивается по устаревшей траектории, т.е. в отсталой структуре, в ней не происходит никакого качественного сдвига, происходит накопление не-эффективных производств, проще говоря, убытков. А следует изменить именно структуру производства, заменяя технологически отсталые бизнесы на современные. При этом в основу диверсификации экономики следует положить не отраслевой признак, а качественное наполнение каждой отрасли, в первую очередь как раз добывающих как формирующих становой хребет российской экономики.. Задача не для одного года.

* Упорная ставка на госсектор. Последнее время и Президент, и Премьер неоднократно давали знак, что госкорпорации не оправдали возложенных на них надежд. Однако, вместо разгребания завалов с не-эффективно управляемыми госактивами, на свет породили еще одну государственную суперструктуру – ОРКК. Чем отчетливо продемонстрировали, что развитие космической отрасли и дальше будет продолжаться в направлении, противоположном мировым трендам. Чего же ждать от других, менее "продвинутых" отраслей?

Необходимо срочно прекратить заигрывание с госкапитализмом – гермафродитом современной экономики.

Основные индикаторы оценки предлагаемых решений:

1. В качестве драйвера экономического развития следует рассматривать доходный частный бизнес, а не государственные затраты на убыточные мегапроекты;

2. Увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций. Особые стимулы при этом должны сопровождать вложения в инфраструктурные проекты.

3. Расширение прав регионов, а не создание фондов, новых корпораций развития и территориальных министерств. В частности, перераспределив налоговую базу в их пользу. А также права, в первую очередь, по использованию природных ресурсов. Нам необходима конкуренция не только между бизнесами, но и между регионами за лучшие управленческие практики.

И тогда у нас снова появится исторический шанс.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Красноярском крае

© 2006-2025