Валерий Зубов: "ДЕЖАВЮ – 2014"
05 февраля 2014
Если из двух пунктов навстречу друг другу по одной магистрали вышли два поезда, то вопрос только времени, когда они столкнутся. Если в стране проводится две противоположные финансовые политики, то только вопрос времени, когда жители обнаружат результат в своих кошельках.
Май 1995.г. Правительство принимает решение о введении "валютного коридора". Цель – ограничить инфляцию через принудительное сдерживание падения курса рубля, с надеждой, что таким образом можно будет сдержать инфляцию, что в свою очередь подстегнет инвестиции и, как очевидное следствие, приведет к экономическому росту. Параллельно Парламент страны пачками выпускает решения об увеличении государственных расходов. Один только закон о ветеранах увеличил бюджетные обязательства почти наполовину. Два поезда двинулись навстречу друг другу.
Удивительная настойчивость государственной власти при принятии своих решений игнорировать интересы главного действующего лица – налогоплательщика. В течение месяца стало очевидным, что экспортерам невыгодно при данном курсе обменивать валюту на рубли. Они начинают сдерживать экспорт и использовать свое законодательное право на 180-дневную отсрочку по возврату в страну выручки, полученной зарубежом. Расчет прост: в течение 6 месяцев инфляция все равно свое возьмет, тогда можно будет и обменять доллары на большее количество обесцененных все-таки рублей и расплатиться ими по зарплате, с поставщиками и...по налогам. Т.е., бюджеты автоматически подвисли на полгода по доходам. К ноябрю следовало ожидать задержек по платежам из бюджета, в первую очередь на зарплату. Что и произошло. А как иначе, если Аннушка уже разбила бутылку с маслом?
Здесь интересно то, что первыми обратили внимание на то, в каком направлении будут развиваться события, в регионах. Это не трудно было сделать, т.к. железнодорожники завопили о снижении заявок на поставку вагонов, при том, что до этого момента был устойчивый дефицит вагонов. Автору этих срок представилась возможность в те времена проиллюстрировать ситуацию Премьер-министру и председателю Центробанка. И оба с расчетами согласились. Правда, действий не последовало. Минфин у нас сильнее всех регионов вместе взятых. В октябре 1995 г. начались массовые задержки по выплатам из бюджета. И прекратятся они только после дефолта 1998 г., который "снизит" реальные зарплаты в два раза.
2012-2013 гг. На федеральном уровне (майские указы Президента, принятый Парламентом закон о федеральном бюджете на 2014-2016 гг.) существенно увеличены обязательства регионов, в первую очередь по зарплатам бюджетников. Отвлекаемся от правового аспекта проблемы: согласно бюджетному кодексу, если, к примеру, на федеральном уровне принято решение об увеличении расходов, то федеральный уровень и должен в полной мере выделить средства для покрытия этих расходов. В наше бурное время не до юридических изысков. Пока федеральный бюджет выделил примерно десятую часть от этой потребности.
В какую форму облачено это повышение? В самую благородную: зарплата основных категорий бюджетников должна вырасти до средней по региону. А у врачей даже превысить в два раза. Опять же отвлекаемся от таких "мелочей" как то, что в ряде регионов зарплату бюджетников придется понижать, т.к. она выше средней региональной. И именно этот факт отразила журналистка из Курганской области на последней пресс-конференции с Президентом, когда высказала озабоченность, что врачи и учителя двинулись из ее региона в Тюменскую область. Как впрочем, можно на некоторое время проигнорировать банальное положение основ экономической политики, основанное на драматических исторических фактах, что нельзя привязывать доходы крупных социальных групп к уровню инфляции (это у нас заложено в системе пенсионных выплат) или к доходам других социальных групп. Это предпосылка неудержимой инфляции. Есть смысл об этом напомнить более подробно, но в следующий раз. Здесь констатируем: бюджетные изменения заложили основу не просто для текущего дефицита бюджета, они создали дефицитный поток. Дан старт межпрофессиональной конкуренции по зарплатам: повышение зарплаты бюджетникам (что есть скрытая заявка на увеличение налогов или кредиты, т.к., реальное производство не растет) – необходимость повышения зарплат металлургам и шахтерам (давление на прибыль переживающих непростые времена предприятий реального сектора) – дальнейшее снижение инвестиций и отчислений от налога на прибыль в региональные бюджеты – необходимость в силу закона повышать зарплату бюджетникам....
Что уже имеем? На октябрь 2013г. у 30 регионов накопленная задолжность превысила 30% годовых доходов бюджета, у 15 – выше 50%. Это половина из 83 регионов страны. В Мордовии с учетом взятых кредитов бюджетная задолжность приближается к 200%. Дефицитны и металлический Красноярский край, и углеводородная Тюмень. По прогнозам S&P r 2015г. долг консолидированного бюджета регионов как минимум удвоится. И это, повторимся, не разовый долг. А поток накапливаемого долга. В течение 2014г. будут исчерпаны все резервы сокращения региональных инвестиций. Скорее всего, еще до лета перекроются возможности кредитования бюджетных дефицитов. В конце-концов кредит – благо только в случае перспективы роста доходов, неважно, производственного ли проекта, бюджетных ли поступлений ли. В пробивном случае кредит – прелюдия к ситуации, которую мы пережили жарким летом 1998г. С той лишь разницей, что 15 лет назад основной кредитный удар приняла федерация (ГКО), а теперь козлом отпущения назначены регионы.
Дальнейшая развилка столь же проста в теоретическом описании, как драматична в практической реализации. Приведение расходных обязательств в соответствие с возможностями, т.е. отмена заведомо невыполнимых государственных обязательств – на сегодня нереалистичный вариант. Инфляция и рост безработицы – малоприятный, но более вероятный сценарий. Тотальные задержки по выплатам по зарплате и другим первоочередным бюджетным обязательствам – это мы проходили и скорее всего этот путь будет повторен.
Федеральный локомотив непродуманных обязательств со всей своей мощью двинулся навстречу региональному локомотиву объективных возможностей. И особого значения не имеет, кто выглядит круче, пока они неизбежно не сойдутся.
Резюме:
Почему все это произошло? Решения принимались на предположении, что экономический рост – а значит, и возможности увеличения бюджетных расходов – будут продолжаться вне зависимости от наших усилий. Но расплата за ошибочную программу выхода из кризиса 2008 – 2009 г. наступила заметно раньше. Сегодня экономика остановилась и для тех, кто когда-либо пользовался велосипедом, абсолютно ясно, что будет происходить дальше. Не решив общеэкономические задачи, занятия бюджетным популизмом будут дорогого стоить. Наркотик медицинский ли, финансовый ли – он и есть наркотик.
Можно ли что-то еще исправить? Нет, это в корне бы противоречило нашим национальным особенностям "не учиться даже на своих ошибках". Ждем пока шишка на лбу подрастет. Дежавю...
Валерий Зубов,
профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы