СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Красноярский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Константин СЕНЧЕНКО: "Законопроекты Клишаса несут уничтожение свободы слова и основ демократического общества".

27 января 2019

Дума приняла в первом чтении пакет законов о наказании за неуважение к властям и фейковые новости. Довольно неоднозначные законопроекты, которые еще до принятия госдумой вызывали неодобрительное отношение как со стороны общественников, журналистов, блогеров, так и со стороны населения.

Многие считают формулировки проекта расплывчатыми и противоречащими как Конституции РФ, так и здравому смыслу и логике. Многие считают его, как некое возвращение к эпохе тотальной цензуры и ущемление свободы слова.

"В нынешнем виде законопроект открывает большие перспективы для злоупотреблений со стороны представителей властных структур, потому что состоит из слишком абстрактных формулировок" – считает депутат Красноярского городского Совета, координатор фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Константин СЕНЧЕНКО.

Предполагается, что если представитель власти увидел в интернете что-то оскорбляющее его лично, он обращается прокуратуру, и та в досудебном порядке должна будет принять меры: оштрафовать отдельного человека или даже распорядиться заблокировать медиаресурс, на котором опубликована неприятная чиновнику информация.

"Преступник", в свою очередь, должен обратиться в суд, если считает решение несправедливым. Суд должен будет привлечь лингвистических экспертов. В этой части законопроект дублирует недавно декриминализированную в первой части 282-ю статью. Применение этого закона о возбуждении вражды и ненависти стало скандальным не только из-за дел о мемах, но и в связи с вопросом квалификации привлекаемых экспертов. Зачастую весь груз принятия решения ложился только на их плечи и все обвинение строилось только лишь на их оценке. Если законопроект о фейках и оскорблениях представителей власти в интернете будет принят, тем же самым экспертам достанется та же самая роль вершителей судеб – только теперь уже на этапе обжалования решения прокуратуры.

На этом сходства документов не заканчиваются. Так, 282-я статья предполагает наказание за "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"". Представителей власти ведь тоже в каком-то смысле можно считать представителями социальной группы, а оскорбления в их адрес – направленными на возбуждение вражды и ненависти по отношению к ее представителям.

Что же борьбы с так называемыми фейковыми новостями и их распространением, то здесь применение законопроекта становится совсем туманным. Конечно, в тексте предполагается умышленное распространение заранее недостоверной информации: то есть вы должны изначально знать, что обманываете общественность, размещая что-то на своей странице в соцсети или на странице СМИ. Делать вы это должны с каким-то умыслом – желая, очевидно, кому-то навредить и каким-то образом нарушить спокойную и размеренную жизнь в стране. Пока все выглядит более или менее рационально. Но что если, например, портал о светской жизни делится по факту слухами? А если более серьезное издание публикует воспоминания очевидца какого-то происшествия, которые в итоге оказываются ложными, – как быть с этим? Можно предположить, что СМИ было с ним в сговоре, попросило рассказать именно такую лживую историю. Можно ведь? Почему нет.

Кроме того, несмотря на то что в случае принятия законопроект о фейках обратной силы иметь не будет, попасть на штрафы и блокировки за сказанное несколько лет назад тоже будет возможно. Ведь какой-нибудь чиновник может увидеть реплику уже после вступления в силу документа, оскорбиться и потребовать сатисфакции. Вероятно, всем средствам массовой информации стоит пересмотреть свои прежние публикации и сделать так, чтобы они не задевали кого-то из властей.

В целом, законопроект дублирует уже существующие нормы (о защите чести, достоинства и деловой репутации или о клевете) и усложняет положение всех граждан России, которые согласно Конституции имеют право на свободный доступ к информации. Если кто-то услышал какой-то слух, то его сограждане тоже имеют право это услышать. Да, какие-то ограничения в информационной политике допустимы, но только в режиме ЧС или военного положения. Но зачем делать это в мирное время?

"Использование формулировки "заведомо недостоверная" применительно к общественно значимой информации крайне проблематично само по себе. По делам о таких административных правонарушениях будет практически невозможно установить наличие умысла, т. е. доказать факт осознания нарушителем недостоверности распространяемой им информации и опасности причинения каких-либо тяжких последствий. В свою очередь отсутствие должного внимания судов к установлению умысла в подобных делах неминуемо приведет к нарушению конституционных прав граждан на свободу получения и распространения информации, на свободу слова, свободу выражения мнения и свободу массовой информации (статья 29 Конституции РФ)" – пояснил Константин СЕНЧЕНКО.

"Нынешний пакет явно принимался при прямом давлении на всех причастных с верхних эшелонов власти, что не мешало заинтересованным сторонам оказывать сопротивление. Это не слишком характерно для российской политики. Можно сказать, что с законопроектами Клишаса произошел редкий случай: вертикаль власти на время утратила свое единство. Нынешние законопроекты на самом деле не нужны никому, кроме как паре-тройке авторов в высоких кабинетах. Правительству предстоит принимать все новые непопулярные реформы и лишний раз ронять свой рейтинг очередными показными репрессиями для него нет смысла." – прокомментировал принятие законопроектов председатель Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае Александр ЛЫМПИО.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Красноярском крае

© 2006-2025